Трансальп всегда был для меня чем-то из области нереального. Раньше я много раз слышал про эти многодневки, что это самые сложные любительские велосипедные гонки в мире, но год назад я решил озадачиться этим всерьез.
Итак, Трансальп проводится в двух отдельных дисциплинах: шоссе и кросс-кантри, каждая представляет из себя многодневную велогонку с длинными марафонскими этапами и приличным набором высоты. Я езжу разные гонки, но в душе я шоссейник, поэтому выбор был очевиден. Мой друг Влад Медов из Сарапула уже участвовал в шоссейном Трансальпе несколько лет назад. Когда прошлым летом мы вместе проехали две гонки L’Etape du Tour по королевским этапам Тур де Франса, и Влад сказал мне, что эти гонки сложнее отдельных этапов Трансальпа, то я понял, что морально готов. В конце лета в сети появился отчет Паши Благих и Алексея Пичугина об участии в кантрийном Трансальпе, это усилило желание.
Осенью я позвонил Владу, озвучил свою идею, Влад поддержал, и мы начали подготовку. 4 декабря мы подали заявку, оплатили стартовые взносы и забронировали отели.
Анонс гонки впечатлял:
Сроки – 23-29 июня
Общая дистанция – 887 км
Общий набор высоты – 18 500 м
Маршрут разделен на 7 этапов и проходит через Альпы с севера на юг по 4-м странам: Германия, Австрия, Швейцария и Италия.
Участники – 650 команд по два человека, всего 1300 человек.
Категории – Мужчины (суммарный возраст участников до 80 лет), Мастера (суммарный возраст участников 80-100 лет), Грандмастера (суммарный возраст участников более 100 лет), Миксы (мужчина+женщина), Женщины.
Мы попадали в категорию Мастера.
Подготовительный сезон прошел своим чередом. У Влада вкатывание на Кавказе, горная подготовка на Канарах, многодневки в Пензе и Ижевске, у меня – лыжные марафоны, Канары, гонки в Англии, марафон в Киргишанах и многодневка «Рипейский солнцеворот» в Златоусте.
К началу лета все формальности были завершены, визы получены и 18 июня мы двинулись в путь. В этом году мы поехали всей семьей: моя жена Лена и сыновья Сергей и Саша. Ехать решили на автомобиле, все-таки везти четыре велика и кучу барахла самолетом не очень удобно, да и передвигаться по Европе на арендованной машине с таким скарбом весьма проблематично. Влад тоже уехал на автомобиле вместе со своим другом Олегом и его семьей.
Четыре с небольшим тысячи километров были закрыты за три с половиной дня, мы проехали Москву, Брест, Варшаву, Прагу, Мюнхен и остановились в уютном семейном отеле в небольшом австрийском городке Рицлерн рядом с немецкой границей. С утра помыли машину и велики и к обеду отправились на регистрацию в немецкий городок Зонтхофен, где размещалась стартовая деревня Трансальп.
Наш номер участников 663 означал, что на старте 1 этапа мы должны стоять где-то в ж…, нас это категорически не устраивало. Дело в том, что на старте гонщики выстраиваются отдельными группами и выпускаются на дистанцию через минуту. На первом этапе построение происходит в соответствие с номером, а далее с занятым местом. В первую стартовую группу попадает 100 пар, обычно это самые сильные спортсмены. Наше желание было стартовать в первой группе, и мы попросили об этом организаторов. Аргумент, что на L’Etape du Tour мы занимаем места около первой сотни из 10 тысяч участников был убедительным, вопрос был решен удивительно быстро.
Во время регистрации каждому спортсмену выдается стартовый номер с электронным чипом, который крепится на руль велосипеда, номер на спину, roadbook, идентификационная карточка, которую нужно всегда иметь с собой даже в гонке, куча рекламного барахла и сумка участника с номером.
Поскольку не все как мы имеют группу поддержки да еще и на автомобиле, после финиша многим приходится самостоятельно на велосипеде добираться до отеля. Таким участникам организаторы доставляют вещи в этих сумках до отеля. Когда человек приезжает в отель, его сумка обычно уже стоит на ресепшене, а утром до 6:30 он снова относит сумку на ресепшен, и организаторы забирают ее. Для тех, кто хочет сэкономить и не хочет жить в отеле, за очень небольшие деньги организуется ночлег вблизи велодеревни в каком-нибудь спортзале со всеми удобствами (душ, туалет, Интернет и т.д.), для этого нужно иметь туристический коврик и спальный мешок. Участнику отводится место для отдыха и хранения велосипеда, его вещи также перемещаются организаторами. На самом деле это не самый плохой вариант размещения, потому что когда бронируешь отель, не всегда есть возможность разместиться вблизи от места старта/финиша. Может оказаться, что до отеля нужно проехать 20 км через горный перевал, а после 5-ти часовой гонки, когда думаешь о кровати и завтрашнем этапе, это очень не просто. К счастью нас эти проблемы не касались, Лена встречала нас после каждого этапа, отвозила в гостиницу и утром доставляла к месту старта.
Несколько слов про Roadbook. Это такая маленькая карманная книжка, где указаны параметры каждого этапа, категория сложности, подробно описан каждый километр дороги, указаны градиенты уклонов, высота, пункты питания. Эти книжки стали для нас с Владом самым ценным и самым читаемым изданием в дни гонки.
Предстартовый день завершился легкой тренировкой. Погода была чудесная, на следующий день прогноз был тоже неплохой. За погодой я начал следить еще за неделю до старта. Сначала везде все было без дождей, но ближе к дню старта синоптики нарисовали дожди на всю неделю. Я успокаивал себя, что горы есть горы, и в прогноз погоды верить нельзя.
1 этап, Зонтхофен – Санкт-Антон, 125 км, набор высоты 2279 м
Погода была хорошая: немного прохладно, но солнечно, для гонки это то, что надо. Мы отправили детей на тренировку, заехали за Владом в Оберстдорф и быстро добрались до Зонтхофена. С парковкой здесь гораздо легче, это вам не L’Etape du Tour. Лена оставила машину в 100 метрах от линии старта. Мы с гордостью прошли в первую стартовую группу и под аплодисменты зрителей ровно в 10 часов тронулись в путь.
Первые 10 километров была нейтрализация, такое иногда бывает на велогонках. Отсчет времени начинается со старта, но разгоняться участникам не дает автомобиль директора гонки. Он едет впереди и его нельзя обгонять. Обычно автомобиль вывозит группу за пределы города на неопасный участок и там директор гонки дает сигнал и отъезжает, с этого момента фактически и начинается гонка.
Почти сразу после старта похолодало, пошел дождь, прогноз погоды сбывался. После 75 км начался подъем в перевал Хохтаннбергпасс. До этого ехали общей группой, в подъем тоже не сильно растянулись. К концу перевала мне стало тяжеловато, Влад ехал гораздо бодрее меня. Следующие два перевала Флексенпасс и Арльбергпасс прошли на автопилоте. Погода портилась, временами шел дождь, температура не поднималась выше 10 градусов, на перевалах лежал снег. Оптимизма это не добавляло.
Последний спуск в Санкт-Антон был на редкость ужасным. Обычно спуски в горах сопровождаются большим количеством поворотов, скорость там набирать не успеваешь. Этот же спуск был с длинными прямыми участками с градиентами 7-10%. На одном участке мой компьютер выдал 92 км/ч, так быстро я еще не ездил!
Потом немного в гору, и у меня окончательно схватило ноги. На финиш въехал как на костылях. Этот день был не мой, хотя результат был неплохим – 72-е место в абсолюте и 18-е в категории со временем 4 часа ровно. Из русских команд мы были вторыми, Дмитрий Червяков и Олег Хазов из Веломаркета привезли нам 4 минуты.
2 этап, Санкт-Антон – Имст, 45 км, нейтрализация
Мы поселились на две ночи в австрийском городке Цамс между Имстом и Санкт-Антоном. Накануне вечером мы получили SMS-ки, что в горах выпал снег, и этап будет изменен, потом его вовсе отменили, потому что на новом маршруте тоже выпал снег.
Мы жили на высоте 1600 метров, утром горные склоны чуть выше нас были покрыты снегом, лил дождь. Мы нервно посмеивались, в Перми в это время стояла 30-ти градусная жара.
Оделись в зимнюю форму и приехали в Санкт-Антон. Отсюда организованными группами в сопровождении полиции с мигалками нас прокатили кратчайшей дорогой до Имста. Получилось что-то типа закатки в день отдыха. Атмосфера была напряженной, прогноз погоды на всю неделю плохой, да еще утром мы узнали, что вчера на том злополучном спуске перед Санкт-Антоном насмерть разбился гонщик из Германии.
Но гонка есть гонка, у нас нет выбора.
3 этап, Имст – Цернец, 110 км, набор высоты 2474 м
Утром дождя не было, но было пасмурно и холодно (5 градусов), без обсуждения надели зимнюю форму.
Почти со старта начался подъем в перевал Пиллерхох. Моя горная адаптация продолжалась, день отдыха не пошел на пользу, и ноги упорно не хотели работать. Весь этап прошел как в коме, в себя приходил только на спусках. Спуски, конечно, у нас с Владом удавались на ура, несло капитально, и редко кто мог за нас зацепиться.
Окончательно в сознание я пришел на последней равнине за 15 км до финиша. Мы ехали в небольшой команде, человек 8. Валили на «все деньги», под финиш мы укатали своих попутчиков так, что все они отстали.
Со временем 3 часа 50 минут наш финиш состоялся. Холод и горы сделали свое плохое дело, мы скатились на 88 место в абсолюте и 22 в категории. Веломаркет вез нам уже 14 минут, но мы по-прежнему были вторыми из россиян.
4 этап, Цернец – Ливиньо, 137 км, набор высоты 3993 м
Первый Королевский этап. Организаторы анонсировали этот этап как рекордный по набору высоты за всю историю Трансальпа. В прошлом году мы с Владом проехали две гонки по этапам Тур де Франса с набором высоты по 4700 м в каждой. Здесь было чуть меньше 4000 м, но почти половина из них приходилась на перевал Стелвио с вершиной на высоте 2760 м и разреженным воздухом.
Впервые про Стелвио мне три года назад рассказал мой друг англичанин Алистер Кей. Он сказал, что это самый интересный перевал, в который ему довелось подняться. Это один из самых высоких и длинных перевалов Европы. Длина подъема с Восточного склона составляет 25 км, эту дорогу называют самой красивой дорогой мира!
В общем, мандраж немного присутствовал. Остроту ощущений добавляла нулевая температура на старте в Цернеце на высоте 1500 м. В этот день нейтрализация была длиной около 30 км, зачем так сделали непонятно, может швейцарцы не разрешили гоняться по их территории, но старт нам был дан только около итальянской границы.
Несмотря на нейтрализацию, на перевале Офенпасс группа уже начала разваливаться, нас этот темп пока устраивал. Разговорился с каким-то немцем, когда он узнал, что я из России и приехал сюда на машине, то сказал, что я crazy. А кто тут не crazy? Температура ноль градусов, мы едем в Стелвио, да еще добрая треть группы едет в одних трусах. Посмеялись.
Стартанули на спуске с перевала, неслись на «все деньги». Стало жарко. В долине мы с Владом решили раздеться, тормознули и зря, до Стелвио было еще далеко, и нам пришлось километров пять догонять группу. Еще перед стартом мы договорились, что королевские перевалы каждый едет по своим силам. Влад уехал вперед, моя адаптация продолжалась, тащить меня в такой перевал себе дороже. Я ехал медленно, но верно, проходя рассыпавшуюся группу, от которой мы отстали в долине.
Последние пять километров подъема самые красивые. Петли серпантина еле цепляются за гору, наезжая друг на друга, снег лежит даже на дороге, и где-то высоко в облаках открывается вершина. Я обязательно вернусь сюда, но тогда мне было не до романтики, считал каждую пройденную сотню метров. Колючий холод совсем не мешал, было жарко.
На обратной стороне перевала стояла настоящая зима. Такие сугробы даже для нас большая редкость. Но у каждого свои проблемы: здесь, чтобы обеспечить нам проезд, круглосуточно работает снегоуборочная техника, а где-то там, в Перми, на нашем мебельном производстве кромка плавится от 30-ти градусной жары.
На спуске очень сильно заболело правое колено. За пару недель до Трансальпа я участвовал в кантрийной многодневке «Рипейский Солнцеворот», там я упал и стукнул коленную чашечку. До этого колено меня особо не беспокоило, а тут оно замерзло и перестало работать. Я не мог разгоняться на выходе из виражей. Обидно, обычно на спусках я обгоняю много людей, но здесь я терял позиции, работая только левой ногой.
В долине было тепло, колено отпустило, я зацепился за небольшую группу. Перевал Пассо Фосканьо в родбуке не выглядел грозным, но после Стелвио ехать 15 км в гору со средним градиентом 7% было очень тяжело. На «закуску» был 3-х километровый Пассо Д’Эйра, последние 100 метров которого были просто вертикальными. На вершине этого перевала стояла наша гостиница, я видел ее, и это приносило моральное облегчение.
Спуск был не очень холодным, колено работало. Уехав от небольшой группы на спуске, я вкатился в финишную долину Ливиньо. Из русских на этапе мы были третьими со временем 6 часов 19 минут, проиграв 8 минут Олегу Хазову и Дмитрию Червякову из Веломаркета и минуту Александру Торкаченко и Джамилю Асфари из Про-Тренера. В общем зачете мы заняли 24 место в категории и 94 в абсолюте.
5 этап, Ливиньо – Априка, 117 км, набор высоты 2877 м
Второй Королевский этап. Когда мы изучали профиль, я подумал, что просто так этап с одной 12-ти километровой горкой Королевским не назовут. Тут должен быть подвох! Горку звали Мортироло. Это же один из самых легендарных перевалов Джиро Д’Италия. Его называют лесным адом и самым трудным подъемом мира. На 12 километров приходится 1300 метров набора высоты, а это 11%.
Первые 30 км ехали по знакомым перевалам вчерашнего этапа. В долине после спуска с Пассо Фосканьо собрались в одну большую группу, с которой и прибыли на Мортироло. Да, подъем впечатляет, средний градиент – это как средняя температура по больнице. Я так и знал, что здесь обязательно найдется какая-нибудь стометровка с градиентом 20%, а то и не одна. В общем, ехать можно только стоя и только на левых краях!
Подъехал к Джамилю Асфари, он уже ездил в этот перевал. Спросил его, как там дальше? Он ответил, что на трех последних километрах выполаживание, потом подумал и сказал: «Ну, относительное». Родбук писал, что «относительное» выполаживание составляет 9%. Никогда не думал, что буду так рад 9%-му градиенту, после 9 км со средним градиентом 12% и отдельными торчками под 20% я наконец-то мог опуститься в седло.
Мортироло – очень тяжелый перевал. На одном участке Влад остановился, чтобы снять куртку. После этого он не мог тронуться в гору, пришлось спускаться до виража. Обычно на перевалах после подъема следует такой же затяжной спуск, на котором успеваешь восстановить силы. Здесь же подъем завершается 15-ти километровым выполаживанием, которое сначала ждешь как манну небесную, а когда выезжаешь на узкую дорогу, идущую тонкой ниткой почти по хребту горного массива, и понимаешь, что безумно красивые виды не приносят физического расслабления, то думаешь, что лучше еще раз Стелвио!
Спуск с Мортироло – это отдельная история. Асфальт местами в сильных ямах, на дороге очень много гравия. На одном повороте лежал участник, живой, помощь ему уже оказывали, валялся разбитый велосипед со сломанным колесом. Я подумал, что мое неработающее колено – это хороший повод, чтобы не ехать быстро.
Последний подъем в Априку – 6 км, 7%. Как Макдональдс, «Вот, что я люблю!» Я обогнал человек 100 и еще выдал спринт на финише. Ого – мне это начало приносить удовольствие!
В общем зачете мы остались при своих: 4часа 36 минут, 24 место в категории и 91 в абсолюте.
6 этап, Априка — Кальтерн, 144 км, набор высоты 2890 м
Из-за отмененного второго этапа этот отобрал звание самого длинного. Перед стартом я заклеил колено лидокаиновым пластырем и затянул в наколенник.
Сегодняшние горы были моими. Первый перевал Пассо Тонале мы залетели очень быстро. Наши конкуренты из Веломаркета и Про-Тренера были сзади. Ощущение было такое, что я могу ехать как хочу.
Это был мой день, но Влад выглядел грустным, ему было тяжело. Проблем добавила погода. Накануне было сухо и не очень холодно, я ехал в трусах и непродуваемой безрукавке. Утром погода была такой же, и мы даже не думали одеваться теплее, но на Пассо Тонале было 5(!) градусов, стоял туман с нулевой видимостью, и шел дождь со снегом. Этот ад длился около часа. На середине спуска начало трясти тело, я очень боялся отключиться. Вспомнил, что в подсумке лежит 100 евро, подумал, что если будет совсем плохо, то сдеру с какого-нибудь прохожего куртку и отдам ему деньги, это немного согревало. Очень боялся за Влада, он переносит холод хуже меня, но Влад выглядел молодцом.
В долине Валь-Ди-Соле потеплело, рассказал Владу про 100 евро, посмеялись, жизнь наладилась. До следующего подъема работали в команде с двумя парами из Бельгии и Германии.
Перед подъемом в Брезер Йош нас догнала большая группа. Вечно веселый Веломаркет, конечно же, был здесь. В подъем начали разбираться, я ехал в головке группы, в какой-то момент потерял Влада, его в группе не было. Спустился, он ехал метров 200 позади. Все эти дни я умирал, а Влад носился как ужаленный и легко затаскивал меня в подъемы. Сегодня же наоборот, у меня горели глаза, и я готов был порвать всех, а Влад говорил, что он уже старый и ему пора думать о внуках.
На подъеме в Мендельпасс какая-то девушка дала нам банку Ред Була. Влада это оживило, и мы догнали часть рассыпавшейся группы. Спуск к Кальтерну – классический серпантин с 7%-ным уклоном – наша стихия. Ура, мое колено работало, к концу спуска из всей группы за мной сидел только Влад и еще пара человек.
Финиш был прямо на склоне. До велодеревни ехали еще 7 км через виноградные поля. Я вспомнил, что здесь должны продавать официальное вино ТрансАльпа. Встретили Лену, купили вино. Их день тоже был полон впечатлений, они ехали из Априки в Кальтерн через перевал Стелвио.
Это был наш лучший результат на отдельном этапе, со временем 4 часа 55 минут мы заняли 16 место в категории и 69 в абсолюте. В общем зачете мы продвинулись на 21 место в категории и 81 в абсолюте.
7 этап, Кальтерн — Арко, 104 км, набор высоты 1624 м
Последний этап. Сегодня мы взяли с собой на гонку моих сыновей Сергея и Сашу. У нас и раньше возникала мысль прокатить их парой по этапу, но из-за экстремальной погоды не сложилось. Этот же день был отличный, тепло и солнечно, мы наконец-то надели летнюю форму.
До старта ехали весело, звон бутылок в багажнике предвкушал праздник. Первые 30 км летели через винные долины Южного Тироля со скоростью под полтинник. Мои парни влились в группу сразу после старта и сидели где-то за нами.
На перевале Фай-Делла-Паганелла большая группа начала разбираться. Мы проехали около километра, и, черт, у меня спустило заднее колесо. Прокол был небольшим, спускало медленно. Я взял у Влада баллон с герметиком, отличная, кстати, штука для таких случаев. Влил герметик, немного прокатился, остановился, подкачался и поехали. Потеряли минут 6-7, в это время мои парни догнали нас и уехали вперед.
Спуск был пологим, работали в команде. Из-за моего прокола мы провалились слишком сильно, и попутчики достались нам не очень. Нормальной слаженной работы не получалось, но к середине спуска впереди замаячили красные майки Roomatic моих сыновей. Мы переложились к ним в группу и дальше ехали вместе. В их группе тоже не было серьезных работяг, но, надо сказать, «детишки» подросли, местами так засаживали на свежие ноги, что мы с Владом еле успевали зацепиться.
На перевале Пассо-дель-Баллино я думал, что мы уедем от них, но Сашка как дал в гору, мы сами посыпались, с трудом добрали.
Финишный спуск был нашим. После нескольких виражей мы с Владом ехали уже одни. Это были последние километры гонки, и я уже не берегся. Финиш был прямо на спуске, когда я пересек его, то понял, что сегодня я отдал себя до конца. Парни приехали примерно через минуту.
В финишную деревню мы въехали все вместе. Морально я готов был расплакаться, но чувство усталости глушило все эмоции. Олег (друг Влада) дал нам русский флаг, мы гордые и счастливые стояли с ним в центре финишного коридора.
Потом нам подарили медали и майки финишеров, моим парням, кстати, тоже достались медали. Пройдя очередь этих приятных формальностей, мы сели за столик ближайшего ресторана и с чувством выполненного долга выпили пива. Мы остановились в Рива Дель Гарда в живописном месте прямо на берегу озера, но это мне было уже не нужно, очень хотелось упасть в кровать! МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!!!
Из-за моего прокола мы немного спустились в протоколе и по итогам гонки заняли 22 место в категории и 82 в абсолюте. Всего в гонке приняло участие около 700 пар, в финишный протокол попало 636 пар, из них 244 пары в нашей категории (Мастерс).
Из русских впереди нас Олег Хазов и Дмитрий Червяков из Веломаркета (-51 минута) и Александр Торкаченко и Джамиль Асфари из Про-Тренера (-1 минута). Всего было 14 русских команд.
Вместо заключения
Наверное, я еще не полностью осознал, что же такое ТрансАльп. Чтобы понять до конца, нужно проехать его несколько раз. Это было сильное физическое и психологическое испытание, мы были готовы и смогли его преодолеть.
У нас была отличная команда. За всю гонку у нас с Владом не возникло ни одного конфликта, мы всегда старались помогать друг другу и прекрасно понимали, что только так можем получить наилучший результат. За это ему спасибо!
Спасибо нашей группе поддержки! Друзьям Влада: Олегу, Лене и их сыну Севе. Моей семье: Лене, Сереже и Саше.
Отдельное спасибо моим коллегам по работе, которые стойко переносили мое отсутствие в процессе подготовки и самой гонки и добросовестно исполняли свои обязанности.
Полезные ссылки:
Официальный сайт Трансальп-шоссе: www.tour-transalp.de
Официальный сайт Трансальп-MTB: www.bike-transalp.de
Обсуждение этой темы на Пермском велофоруме:www.velo.perm.ru/forum/index.php?showtopic=16063