В июле мы снова ездили во Францию на L’Etape du Tour. Это самые массовые велогонки в мире, они проводятся по самым сложным этапам Tour de France и собирают до 10 тысяч участников. В этом году компания Mondovelo опять организовала сразу две гонки.
Первая гонка проводилась 8 июля по 11 этапу Тура по маршруту Albertville / La Toussuire – Les Sybelles, длина 152 км, четыре горных перевала: Col de la Madeleine (высшей категории), Col de la Croix de Fer (высшей категории), Col du Mollard (второй категории), La Toussuire (первой категории). Один горизонтальный участок длиной около 20 км, общий набор высоты 4700 м, высшая точка подъема 2067 м, 10 тысяч участников.
Вторая гонка проводилась 14 июля по 16 этапу Тура по маршруту Pau / Bagneres-de-Luchon, длина 201 км, четыре горных перевала: Col d’Aubisque (высшей категории), Col du Tourmalet (высшей категории), Col d’Aspin (первой категории) и Col de Peyresourde (первой категории). Общий набор высоты 4700 м, высшая точка подъема 2115 м, 10 тысяч участников.
Это были две самые сложные гонки, в которых мне когда-либо приходилось участвовать!
Мой друг швейцарец Мартин Руэпп не смог приехать, но в последний момент на это безумие решился Влад Медов из Сарапула. Как всегда при помощи Мартина мы заявились в команду Vittel. Мне дали номера 95 и 90 в первых стартовых группах, Владу – 3308 и 4590. Пытались перезаявить Влада тоже в первые группы, но нам ответили, что мы слишком поздно подали заявку. В конце концов, барьеры в стартовом коридоре первой группы – это не перевал высшей категории.
Влад уехал в Европу еще в июне на своей машине. Мы отправили с ним велосипед для моей жены Лены, а сами 5 июля на самолете прилетели во Франкфурт. Там сели в арендованный автомобиль и приехали в немецкий городок Руст. Здесь находится Европа-Парк. Это второй по посещаемости парк развлечений в Европе после парижского Диснейленда. Несколько лет назад мы уже бывали и в Диснейленде, и в испанском Порт Авентуре. Тогда эти горки мне очень понравились, в этот раз я скатился с «Серебряной Звезды». До этого года это был самый экстремальный аттракцион Европы, сейчас его обогнал реконструированный «Дракон Хан» из Порта Авентуры. Ну что сказать – жжет адреналинчик!
На следующий день мы проехали Швейцарию и заехали к Владу за великом, он остановился в небольшой горной деревушке около Альбервиля. Мы же решили посмотреть, что такое Куршевель и остановились в нем. Куршевель находится в 50 км от Альбервиля и состоит из четырех частей, расположенных на высотах 1300, 1550, 1650 и 1850 метров. В общем, от обычных французских горнолыжных курортов он отличается только тем, что чаще попадаются надписи на русском и большим количеством бутиков в самой верхней части на высоте 1850 метров, там где расположены самые дорогие отели.
8 июля на 7 утра был запланирован первый старт. Все шло по плану, накануне был жаркий день, мы получили номера участников гонки и посмотрели место старта. Горы, все-таки, непредсказуемы, утром пошел дождь, и температура упала до 15 градусов. После прошлого года, когда мы полгонки ехали при +7, меня это уже не удивляло. Настроение было хорошим, Влад пролез в первую стартовую группу, там же мы встретили Сергея Медведева из Москвы. До Маделена ехали плотной группой через мелкие французские городишки. Раздавать начали уже с самого начала перевала, но мы с Владом держались в общей группе. На первых километрах Маделена начали вываливать спортсмены с комплекциями трековиков. Надо сказать, что для этих гонок перед началом сезона я сбросил почти 10 кг, результат ждать себя не заставил, примерно половину перевала я ехал в первой группе вместе с лидерами. Главным ориентиром для меня был Влад. Он легкий и очень хорошо едет в горах, к тому же имеет опыт участия в Трансанальпе и звание чемпиона России в категории Мастерс. До вершины первого перевала мы так и доехали вместе. Группа лидеров была немного впереди, и мы их видели на некоторых петлях серпантина. Температура падала, на вершине Маделена мой компьютер показал 10 градусов, Влад остановился, чтобы надеть ветровку, я же поехал вниз, надеясь, что он меня догонит. В конце спуска стояла Лена, она отсекала время, я ехал в первой пятидесятке и отставал от лидеров всего на 14 минут. Для середины дистанции это было очень хорошо, особенно если учесть, что добрая половина тех, кто был впереди, это бывшие и будущие профессионалы.
На Круа де Фер я неожиданно начал выключаться. Конечно, после наваливания в Маделен это должно было случиться, но не думал, что так рано. Да, на таких гонках нужно правильно распределять силы. За несколько километров до вершины у меня стала заканчиваться вода. Дышать было трудно, кислорода не хватало, хотя обычно на высоте 2000 метров у меня таких проблем не бывает. Остановился, попросил воду у местных болельщиков, пока они бегали до машины, я отдышался и немного пришел в себя. В общем, этот перевал мне дался очень тяжело.
Все остальные перевалы я продолжал терять позиции. По моим расчетам Влад давно должен был меня догнать, но его не было. Моллард проехал на автопилоте. Перед финишным перевалом Ла Туссир немного пришел в себя и начал включаться в работу. Погода неожиданно переменилась, вышло солнце, меньше чем за полчаса температура поднялась с 22 до 35 градусов. До финиша оставалось примерно полтора часа, пунктов воды и питания больше не было. При такой погоде вода могла закончиться в любой момент, но деваться было некуда. За 5 км до финиша я окончательно пришел в себя и начал работать, обогнал человек 20 и под аплодисменты зрителей переполненный счастьем въехал на финиш.
Через полчаса приехал Влад с глазами как два чайных блюдца. Оказалось, что он прокололся, порвал запасную камеру и эти полчаса простоял на дороге в ожидании техпомощи. Вообще Влад человек сдержанный, но из его длинного эмоционального и не совсем цензурного монолога я понял, что по сложности отдельных этапов Трансальп отдыхает.
Из 10 тысяч заявленных участников этой гонки на старт вышли 5688 спортсменов, в финишный протокол попало 4422 человека. Победил 20-летний француз Robbin Cattet, его время – 5:37:58, время последнего – 12:37:11. Мое время – 7:06:59, я занял 194 место в общем зачете и 65-е в своей возрастной категории. Время Влада – 7:34:51, 444 место в абсолюте и 156 в возрастной категории. Меня обогнала одна женщина, это чемпионка мира француженка Karina Saysset, ее время 6:52:39, 125 место в абсолюте.
Дальше были три дня наслаждения Куршевелем, вино, реблошон, камамбер, нуа дю жанбон и прочие деликатесы. Мы очень любим французскую провинцию. Отдыхающих здесь почти не было. Нам казалось, что все магазинчики и ресторанчики Куршевеля работают только для нас.
Утром 12 июля мы выехали в сторону Пиренеев в город По. На подъезде к Альбервилю увидели перекрытые съезды и вспомнили, что сегодня Тур де Франс едет по нашему этапу. Мы много раз бывали на этапах Тур де Франса и в этот раз планировали пропустить, но понимая, что через час Тур проедет по соседней дороге, не удержались и свернули. Мы видели их через 10 км после старта на подъезде к Маделену в каком-то маленьком городке. Все жители и гости этого городка, включая веселых старичков на инвалидных колясках из какого-то пансиона, были на дороге. Традиционный рекламный караван, вертолеты и созерцание мировых звезд велоспорта прошли очень быстро. Конечно, видеть это на каком-нибудь легендарном перевале гораздо интереснее, но это тоже поднимает настроение. Где-то я читал, что Тур де Франс по количеству болельщиков является самым крупным мировым спортивным событием и намного опережает даже чемпионат мира по футболу.
Вечером мы приехали в По. Через день нас ждал второй этап наших приключений. Вторая гонка имела такой же набор высоты и примерно такие же по сложности перевалы, но была на треть длиннее и включала знаменитый перевал Турмале, в который мы финишировали в позапрошлом году. Меня распирал азарт.
На следующий день мы с Леной немного прокатились по трассе, посетили велодеревню, я получил номера и подготовился к старту. День был очень жаркий, температура была за 30 градусов.
Утром 14 июля в 6 часов температура была около 20 градусов. Прогноз на день был жаркий, но облачность была низкой, и в горах можно было поймать все что угодно. За погодой я следил уже две недели и по моим оценкам ужаса быть не должно. Низкую температуру я переношу лучше, чем жару, поэтому оделся в короткую летнюю форму на голое тело.
На старте центральная площадь города По была полностью занята велосипедистами. Влад, как обычно, пролез ко мне в первый стартовый коридор, все шло по плану. Там же мы встретили Дмитрия Храповицкого из Украины. Под аплодисменты жителей города По был дан старт. До первого перевала ехали быстро, но ровно. На одной из горок после переключения у меня спала цепь, пришлось останавливаться прямо на середине дороги. Страшно, ждешь, что кто-нибудь воткнется, но дикие юниоры здесь не участвуют, все едут аккуратно, никто падать не хочет. Пока надел цепь, группа проехала, оказалось, что нас не так уж и много, человек триста. Отсеялись лишние. Включил разделку, догнал группу, пролез к Владу в первую сотню.
На перевале Обиск, как обычно, вывалили все «качки». Вспоминая опыт прошлой гонки, я не стал сразу рвать, а ехал по пульсу. Влад был немного впереди. На вершине перевала пошел дождь и начала падать температура, мой компьютер показал +9. Пока ехал в гору, было терпимо, но на спуске замерз как суслик. Меня редко кто обгоняет на спусках, и я очень удивился, когда мимо пролетел француз Жан-Мари Бушо. Это очень сильный гонщик, но у него нет правой руки. Он всегда ездит немного лучше меня, но мне казалось, что он делает это за счет подъемов. Так вот, на спуске он сделал меня, как говорится, «одной левой».
Внизу дождя не было и потеплело до +16. В Аржелес-Газосте встретил Лену, она сказала, что Влад рядом в паре минут от нас. К этому времени я окончательно согрелся и теплую одежду брать не стал. Впереди у нас было 20 км относительно ровного участка перед Турмале. Группа собралась приличная, человек 40, ехали хорошо. Примерно через 15 км догнали группу Влада.
Перед подъемом в Турмале мне пришлось остановиться, чтобы набрать воду, Влад с группой отъехал метров на 200. На перевале снова пошел дождь, и температура упала до +10. На подъеме я так и не мог догнать Влада и рассчитывал сделать это на спуске. Сложности добавлял туман с нулевой видимостью, это сильно портило планы. Я снова начал мерзнуть, но на мое спасение на вершине перевала болельщики раздавали спортсменам газеты. Это старая традиция Тур де Франса. Впервые я увидел это в позапрошлом году здесь же на Турмале. Перед началом гонки проезжает фургон «Экип» — главной газеты Тура и раздает свежее издание зрителям, потом зрители отдают эти газеты спортсменам. Не сразу понятно, зачем спортсмены берут газеты, но когда я увидел, что они кладут их под майку на грудь, стало ясно, что так они защищаются от холодного ветра на спуске. Я тоже почувствовал себя гонщиком Тур де Франса.
На обратной стороне Турмале температура упала еще на градус. Видимость была около 20 метров. Первые 4 км спуска мне были хорошо знакомы, в позапрошлом году я ездил здесь и на машине, и на велосипеде. В тумане на скорости под 70 км/ч это очень выручало. Обогнал человек двадцать, такие горки я люблю даже в тумане. После таких спусков американские горки Европа-Парк кажутся детской шалостью. Внизу туман стал рассеиваться, и на соседних петлях серпантина я начал видеть яркую ветровку Влада. Температура почему-то не росла, даже внизу было всего +11.
В Аспин поехали вдвоем с Владом. Из-за холода после Турмале я не смог восстановиться, так и тащился сзади. На вершине немного отстал, но снова догнал на спуске.
Последний перевал Пересурд начинался легким градиентом в 3-4%, мой организм усиленно не хотел работать. Влад уехал вперед, а я решил заехать на пункт питания, чтобы отдохнуть и основательно набить желудок. После этого настроение улучшилось, погода тоже ответила взаимностью, компьютер показал +18. Последний перевал прошел легко, но снова под дождем и без энтузиазма. Недалеко от вершины стояли болельщики и считали спортсменов, я попросил, чтобы сказали по-английски – «ван хандрид фо» – 104! С учетом того, что кто-то стартовал позже, это означало, что я нахожусь около 120 места. Силы резко появились! Но обгонять было некого, ни впереди, ни сзади гонщиков не было видно. До вершины я обогнал всего пару человек.
Спуск, через 15 км финиш в Баньерес де Люшон. Асфальт высох. Включил разделку. Очень хотелось обогнать кого-нибудь еще. Баньерес де Люшон – очень красивый старинный городок. Финишная прямая длиной около километра проходила прямо по центральной улице. По обе стороны дороги толпы зрителей, аплодисменты. Я вижу, что впереди кто-то едет, догоняю, встаю с седла и за 10 метров до финиша обгоняю его.
Финишный створ оказался очень коротким, почти на полной скорости я залетел в коридор из ограждений, где меня поймали и тут же надели медаль участника. Все закончилось очень неожиданно, я даже не успел осмотреться. Медаль была символичного черного цвета, таких сложных гонок я еще не ездил!
Влад приехал на три минуты раньше. Мы радовались как дети, мы сделали это!
Из 10 тысяч заявленных участников этой гонки на старт вышли 4696 спортсменов, в финишный протокол попало 3829 человек. Победил француз Nicolas Roux, его время – 6:44:27, время последнего – 12:32:18. Мое время – 7:46:06, я занял 117 место в общем зачете и 41-е в своей возрастной категории. Время Влада – 7:43:11, 107 место в абсолюте и 37 в возрастной категории. Женщин впереди нас не было. Чемпионка мира француженка Karina Saysset показала время 7:48:30, 125 место в абсолюте.
После гонки поехали в По, приключения продолжались. Дело в том, что Влад жил в соседнем городке, в По утром приехал на машине и в предстартовой суете бросил ее в каком-то переулке. Подъезды к центральной площади города оказались перекрыты – праздник, День взятия Бастилии. А Влад запомнил дорогу только от центральной площади. В общем, машину пришлось искать. Из особых примет места, где он ее бросил, Влад вспомнил, что там было дерево, подъемный кран и мужик! После часа катания по городу, все-таки, в каком-то переулке мы ее нашли.
15 июля мы провели в автомобиле. Наш путь лежал в сторону долины реки Луары. По дороге увидели странное название Футуроскоп и решили заехать. Это был парк развлечений с 4-Д кинотеатром, компьютерной анимацией, танцами роботов-манипуляторов и прочей лабудой. Немного насладившись современной архитектурой, мы сделали несколько фотографий и двинулись дальше.
К вечеру мы приехали в очень уютный маленький замок. Гостеприимный хозяин по имени Клод встретил нас, показал свои владения и принес для нас бутылку старого вина. Мы поселились в башне 14 века. Я специально выбрал этот замок, отзывы о нем и его владельце были очень хорошие, для Лены это было сюрпризом. Весь следующий день мы катались на велосипедах, это была самая романтичная тренировка в нашей жизни: поля подсолнухов, косули, средневековые замки – очень красиво.
Последним пунктом нашего отпуска был Люксембург. Маленькая страна, уютная столица, но одного вечера мало, чтобы получить полное впечатление.
На следующий день – финишная прямая – Франкфурт и самолет до Перми. Наш отпуск был коротким, но очень насыщенным и интересным!
Ссылки на гонки L’Etape du Tour: 1 этап, 2 этап
Отчет L’Etape du Tour 2011
Отчет L’Etape du Tour 2010
Наш фотоотчет (фотографии можно листать стрелками клавиатуры):