Звание «Самая сложная гонка России» меня очень притягивало, и желание прокатить «Рипейник» посещало меня еще в прошлом году, но в силу разных причин не сложилось. Гонка этого года тоже была под вопросом. Дело в том, что 12 июня в Перми проходит традиционная шоссейная гонка Пермь – Усть-Качка, и пропускать мне ее не хотелось. После долгих раздумий я принял решение проехать три первых этапа 8, 9 и 10 июня, а 12 июня вернуться на Усть-Качку. Позвонил главному организатору «Рипейского Солнцеворота» Паше Ибатуллину, получил его согласие на участие только в трех этапах и сделал заявку. Изучив список участников, планы поставил нескромные – все три дня быть первым!
Итак, 7 июля мы с моей женой Леной и старшим сыном Сергеем приехали в Кыштым, поселились в санатории «Дальняя Дача», вечером на велосипедах прокатились до Слюдорудника, где я зарегистрировался на гонку и проехал первую 10-километровую петлю. Изучив остальной маршрут первого дня, лег спать.
Первый день
Дистанция была заявлена 87 км с набором высоты 1700 м. По показаниям моего Гармина вышло 90 км с набором высоты 1500 м. Первые километры – знакомая мне петля: асфальт, бетонка, лес, грейдер и снова асфальт. Первая горка (трасса ЛЭП) выглядела впечатляюще. Понимая, что спуски с таких гор я ездить не умею, начал выбираться вперед. Конец горы шли пешком, я залез первым. Да, спуски я ездить не умею, Алексей Нохрин прошил меня как стоячего, а за ним еще несколько человек. Дальше накатистая лесная дорога, которую ехали общей группой.
Подъем в Егозу вначале показался не очень большим – всего-то пятьсот метров хоть и «вертикальной», но автомобильной дороги. Пару сотню метров я ехал, потом шел, дойдя до вершины, понял, что тут не все так просто. После небольшой полочки начался второй вертикальный подъем метров на семьсот. После следующей полочки, когда увидел третий самый длинный и самый крутой участок, вспомнил Пашу Ибатуллина и всех остальных организаторов. Перед спуском меня обогнали москвичи Александр Озаренков и Михаил Климов из BBB-Team. Да, спуски я действительно ездить не умею, снова вспомнил Пашу!
После КП классный грейдер, группа развалилась, прохожу Нохрина, Рублева, догоняю москвичей. Предлагаю им поработать, чтобы окончательно разобрать группу, поддержки не получаю. Вспоминаю, что скоро начнется грязная лесовозная дорога, которую обещал Павел. Понимая, что запас времени перед грязью мне совсем бы не помешал, начинаю работать. Отрываюсь, в голову начинают лезть дурацкие мысли, что победа уже в кармане, оборачиваюсь, никого не вижу, мысли лезут еще сильнее. Доезжаю до лесовозки, макаюсь в грязь, группа меня догоняет, немного отстаю, дурацкие мысли исчезают.
Дальше будни гонки: магнезий, гели, изотоник. В какой-то момент прихожу в себя и понимаю, что устал не я один. Потихоньку обхожу Александра Рублева, догоняю москвичей, выезжаю на дорогу, похожую на веселые горки. Почти на каждом спуске собираю лужи и чувствую, что начинаю получать от этого удовольствие. В какой-то момент догоняю Романа Спрогиса и Валентина Пеньковского. На подъезде к Кобелихе вижу Илью Меньшикова, который возится с колесом. Выезжаю на грейдер Кобелихи, окончательно прихожу в себя, на вершине спешиваюсь, добираю Виталия Могу, карабкаемся на вершину, оба вспоминаем Пашу. Съезжаю вниз, теряю метки, уезжаю в сторону, возвращаюсь, Виталий меня обгоняет. Выезжаю на грейдер, догоняю Виталия, компьютер показывает 86 км, снова возвращаются мысли о победе, стреляю в гору, выкладываюсь до последнего, уезжаю. Лечу вниз, вижу маршала, который поворачивает меня снова в лес. Гора Каравай, на нее я не рассчитывал. Кручу еле-еле, сводит ноги, слезаю, иду пешком. Оборачиваюсь, вижу Виталия, который тоже идет пешком. Залезаю на вершину, практически без тормозов несусь вниз, забывая, что спуски я ездить не умею, вылетаю на асфальт, выжимаю остатки сил и в гордом одиночестве первым въезжаю на стадион. Виталий приезжает через полторы минуты, примерно через три минуты приезжают Александр Озаренков и Михаил Климов из BBB-Team, а за ними и все остальные.
Отличное настроение портит впившийся в ногу клещ. Вместо отдыха с массажем едем в Кыштым в больницу. Уколы, антибиотики и прочая лабуда еще сильнее портят настроение. Спасибо родителям Паши Благих и его жене Наташе за поддержку и помощь в организации проверки клеща. Кстати, он оказался незаразным.
Организаторы изменили маршрут, убрали Кобелиху, поэтому вместо заявленных 129 км с набором высоты 2200 м у меня получилось 118 км с набором высоты 1450 м.
Перед стартом выливаю на себя флакон средства от клещей!
Со старта дружной кучей забрались на Каравай, такой же дружной кучей с него съехали, я, как всегда, вывалил. Дальше грейдер вперемешку с асфальтом – нет ничего чудеснее. На одной из горок Роман Спрогис начинает натягивать, его напарник Валентин садится на колесо, я поддерживаю. Едем, оборачиваюсь, сзади никого. Снова посещают дурацкие мысли, что победа у меня в кармане. Заезжаем в лес, по отдаленному звуку тормозов слышу, что наши преследователи рядом.
Работаем, начинаем взбираться на Шихан, до верха доезжаем все вместе. Дальше мои попутчики исчезают, а я начинаю ползти вниз по каменной тропе. Почти сразу меня догоняет основная группа. С дикой скоростью, не обращая внимания на торчащие острые камни, пролетает Алексей Нохрин. Иду пешком. Когда меня начинают обгонять люди в кедах с большими насосами, дурацкие мысли о победе исчезают вместе с чувством страха, сажусь, еду. В конце спуска уезжаю куда-то в сторону, но меня окрикивают, и я быстро возвращаюсь на трассу. Через несколько километров выезжаю на грейдер, работаю, начинаю доставать рассыпавшуюся основную группу. Догоняем Павла Колобочкина и Александра Рублева, впереди остаются только Спрогис и Пеньковский. Через некоторое время видим и их. На пункте питания в Верхнем Уфалее окончательно собираемся в общую группу, выезжаем на Куяшкину грязь и успокаиваемся.
С дружным скрежетом молча вращаем педали, от забившейся грязи у меня начинает скакать цепь, с ужасом вспоминаю, что таких говен было обещано километров тридцать. Местами дорога подсыхает и кажется, что жизнь уже налаживается, но это длится не долго, забот добавляет начавшийся тягун. Постепенно оказываюсь на колесе у Александра Озаренкова, впереди его напарник Михаил Климов. Оборачиваюсь, вдалеке вижу Рублева с Колобочкиным, через некоторое время снова оборачиваюсь – никого не вижу. Климов начинает работать, сижу на колесе, грязь постепенно заканчивается, начинается лесная дорога.
Выезжаем на грейдер, допиваю воду, жду КП. Климов крутит как будто только начал, на спусках у меня скачет цепь на правых краях (засохла грязь в кассете), передачи не хватает. Приезжаем на КП, заправляемся водой, мажем цепи, пытаюсь прочистить кассету, едем дальше, все равно цепь скачет. До финиша 30 км. С дикой скоростью несемся по грейдеру, пролетаем подъемы и спуски, ждем асфальт Слюдорудника. За 5 км до финиша встречаем Лену с Сергеем, они говорят мне, что финиш будет не на лыжном стадионе, а на прямой на асфальте. Я вспоминаю гонку Пермь – Усть-Качка с финишем на стадионе и моего друга Андрея Алпатова, который уже много лет бьется за то, чтобы финиш сделать на прямой. Вот где бы он порадовался.
Желание устроить спринт на прямой немного заводит, но рисковать не хочется, мне нужна победа в абсолюте. Вылетаем на асфальт, до финиша 2,5 км, ускоряюсь в горку, вижу, что мои попутчики отстают. Начинаю работать один, заезжаю в Слюдорудник, отрабатываю следующую горку, оборачиваюсь, никого не вижу. Еще горка, прямая, финиширую первым в гордом одиночестве, мои попутчики приезжают через 40 секунд, еще через три минуты приезжают Колобочкин, Рублев и Спрогис с Пеньковским. День удался!
Первые два дня придавали уверенности в собственных силах, к тому же накануне берегся и вроде бы не устал. Дистанция была нестрашная 87 км с набором высоты 1550 м.
Почти со старта известная нам по первому этапу трасса ЛЭП. После съезда с асфальта вперед выходит Нохрин, за ним Рублев и я. На очередном повороте Нохрин складывается через руль и головой уходит в землю, вроде живой, едем дальше. Лезем в ЛЭП, первый Павел Колобочкин, я за ним. Спуск уже не так страшен, но все равно меня обгоняет несколько человек. Выезжаем на дорогу, собираемся в группу, свежие участники RS2 лезут вперед. Катим по грейдеру, любуюсь озерами Южного Урала, заезжаем в лес, лезем в какую-то горку. Постепенно выхожу вперед и начинаю работать, вниз спускаемся уже разобранные на кучки, за мной едет Павел Колобочкин и кто-то еще. Через некоторое время догоняем кого-то из участников RS2.
Выезжаем на грейдер, натягиваем, пролетаем мимо поворота, пока понимаем и разворачиваемся, нас догоняют все остальные, снова собираемся в группу. Начинаем работать в Карабаш, я немного отрываюсь от остальных, но к концу ездовой части горы меня догоняют. Дальше карабкаемся в Карабаш по осыпающемуся щебню с велосипедами на плечах, впереди поклонный крест, внизу озеро, вид обалденный. Спуск с Карабаша не самый плохой, но меня опять обгоняют почти все.
На КП встречаю хвост основной группы, пока заправляюсь водой, они уезжают. Дальше снова лезем вверх по склону Карабаша. Очень неудобная горка вся промытая ручьями. Хвост основной группы постоянно маячит в паре сотне метров от меня, я вроде бы не отстаю. Вспоминаю, что скоро начнется грейдер, вот там я и надеюсь добрать лидеров.
Выезжаю на знакомую дорогу, по которой поднимались в Карабаш, лечу вниз и … пробиваю переднее колесо. Дыра большая, герметик улетает в «Карабаш». Засекаю время, ставлю камеру, накачиваюсь, еду дальше, потерял минут 5. Надежда догнать лидеров не покидает. Первый же маршал, которого я встречаю, говорит, что отставание минут 7-8. Лесная дорога, работаю на полную, выезжаю на грейдер, еще добавляю, догоняю своих вчерашних попутчиков московскую пару BBB-Team, сижу за ними, прихожу в себя.
На втором КП нам говорят, что до лидеров 2 минуты, это нас оживляет, мы едем дальше. Начинается газопровод с тремя обещанными горками. После первой горы открывается вид на вторую гору, лидеров не видно и я понимаю, что до них не 2 минуты. Постепенно силы меня начинают покидать, вижу, что Александр Озаренков тоже не «на коне», Михаил подталкивает его в гору. На спуске со второй горы москвичи уезжают. На третьей горе я догоняю Озаренкова, он идет пешком, обгоняю его и тоже слезаю с велосипеда. На спуске нас догоняет пара из Multi-Team и Виталий Мога.
Выезжаем на грейдер, с облегчением засаживаю в первую маленькую горку. Дальше начинается длинный 8-ми километровый спуск, включается Михаил Климов, и мы несемся со скоростью под полтинник. Доезжаем до поворота в лес, вижу Лену с фотоаппаратом, Сергей передает мне фляжку. Москвичи начинают работать, а я окончательно выключаюсь и отстаю. Последнюю горку я ехал один, сил и желания бороться уже не было. На финиш я приехал шестым в своей категории с отставанием от лидера почти 16 минут.
По итогам третьего дня лидером стал Александр Рублев, я переместился на второе место с отставанием 4 минуты, третьим стал Павел Колобочкин с отставанием около 7 минут.
Дальше был четвертый день, но для меня гонка закончилась. Немного грустно, от того, что я не смог реализовать свои планы. Будет к чему стремиться в следующем году. Теперь я знаю, что такое самый сложный марафон в России.
Огромное спасибо Павлу Ибатуллину и всей его команде за отличную организацию гонок и яркие впечатления.
Искренне поздравляю Рублева Александра с победой в группе «RS4 Соло», Спрогиса Романа и Пеньковского Валентина с победой в группе «М-М», а также всех остальных победителей и призеров этой увлекательнейшей гонки.
Ссылка на сайт организаторов гонки: http://bike-pro.ru/
Фото от Павла Ибатуллина и Марии Лучниковой
Фото от Ивана и Оксаны Бединых
А также наш фотоотчет, который сделала моя жена Лена: