Поездка в Швейцарию и Германию на Hegau Bike Marathon была запланирована давно. Это марафон кросс-кантри, в прошлом году я в нем уже участвовал, мне очень понравилась эта трасса. К тому же там живет наш большой друг Мартин Руэпп. Теперь он вернулся в родную Швейцарию и нам приятно увидеть его снова.
В прошлом году здесь проводился этап Кубка мира, а в этот раз на трассе Hegau Bike Marathon немецкий город Зинген принимал официальный Чемпионат мира по МТБ-марафону. Любительский марафон традиционно входит в программу этого мероприятия.
За месяц до нашей поездки позвонил Мартин и предложил приехать на неделю раньше. В его городе Шаффхаузене будут проходить сразу два этапа шоссейной многодневки Tour de Suisse. К тому же в воскресенье 18 июня в рамках Тура будет организована любительская шоссейная групповая гонка Tour de Suisse Challenge. Канчелара, Дюмулен, Саган — все там, надо ехать, думали недолго. 🙂
Вместе с Леной мы прилетели вечером в пятницу, а в субботу 17 июня уже смотрели 8 этап Tour de Suisse. Это была кольцевая групповая гонка по центру Шаффхаузена. Равнина и много поворотов — в основном все ставили на Сагана. Он не разочаровал — круто вырезал у всех финиш и традиционно продефилировал на заднем колесе. Никогда не думал, что у него столько фанатов — дудки, словацкие флаги, пьяные толстые мужики, все орут что-то в стиле «Саган-чемпион», прикольно! Спонсоры организовали шоу, выставку, дарили сувениры — тусовка почти как на Tour de France.
Мы получили номера на завтрашний Tour de Suisse Challenge. Вот это классно придумали, не то что на Gran Fondo: при регистрации указываешь с какой скоростью планируешь ехать и тебя ставят в соответствующую стартовую группу — никаких лишних небезопасных разборок в начале гонки. Гонка на пару часов — три круга на 26 километров с 3-х километровым перевалом. Места мне знакомые — окрестности Шаффхаузена рядом с немецкой границей, Тайген, Лон. На этих дорогах мы с Мартином тренировались раньше.
Прогноз погоды обещал жару, но с утра всегда немного прохладно, идеальные условия для старта. Шоссейный велосипед мне выдал Мартин, благо даже выбор был, но Мартин настойчиво предложил BMC Gran Fondo, он хоть и алюминиевый, но весит всего 7.2 кг. Супер-велик, не ожидал, что он такой классный. К сожалению, накануне на тренировке я испортил разъем датчика измерителя мощности на моих педалях. Для такой гонки это не сильно важно, но предстояла неделя катания «вслепую» — я уже отвык от этого.
Швейцарское правило «дорого, но точно» работало на 100%. Взнос на двухчасовую гонку — 99 Швейцарских франков (6000 рублей). Привет тем, кто ездит на дорогих карбоновых великах и стонет, что 500 рублей на наших гонках — это много. Зато организация на высшем уровне: полностью перекрытая трасса, цивильные пункты питания (в регламенте написано, что сначала будет стоять человек с изотоником, потом два с водой, потом снова один с изотоником — охренеть!). Стартовые пакеты тоже выглядят богато: рюкзачок, веломайка, фляжка, спортивное питание, номера с чипами. По поводу точности тоже все безупречно: исполнение регламента на 100%. По времени старта можно сверять часы.
На старте нам объявили, что зарегистрировалось около 1000 участников (ну это во всех категориях), во всяком случае, конца группы на построении не было видно, много народу, приятно, здесь любят велоспорт. Зрителей тоже было предостаточно.
Начали спокойно. Каждый быстро нашел свое место. Группа хоть и большая, но ехать было очень комфортно. Мы с Мартином старались держаться в голове. До перевала на первом круге вообще не торопились. Правда один человек почти со старта улетел в отрыв, но группа даже не поднялась за ним. Против ветра в одного — утопия. Лена потом сказала, что он уехал на две минуты и продержался так два круга, но потом его догнали, и больше его никто не видел.
В первую горку помчались живо. Мартин был немного впереди, терпел, но быстро терял позиции. Он действующий Чемпион мира на треке, а горные марафоны — это совсем другая дисциплина, с его трековым весом под 80 кг очень тяжело ехать в гору. Ну ничего, потренируем чемпиона. В основной группе осталось 30 гонщиков, которые немного засветили остальным, я проворонил натяг и повис в 20 метрах от их группы. К вершине перевала разрыв еще вырос, но первая группа была в поле зрения.
Спуск скоростной и местами опасный, скорость больше 80 км/ч. Проехали первый круг. Собрались в группу 5 человек, встали в вертушку, основная группа все еще была в поле зрения. Вдруг слышу знакомое, но с акцентом: «Виталий, давай-давай». Смешно, у нас на номерах были написаны имена и нарисован флаг страны. Оказалось один австриец «чут-чут» знал русский, увидел русскую форму с флагом на номере и решил подбодрить меня, приятно! Поулыбались немного. Основную группу довольно быстро догнали, никто не халявил, работали дружно.
Второй перевал снова прошел с натягом. Опять группа развалилась. Лидеры отъехали, потом человек пять, потом я и еще несколько человек. После спуска добрали первый отвал и собрались в небольшую группу, человек на 20. Никто не стал работать, устали, а можно было догнать лидеров, они долго маячили перед нами.
В третий перевал я сразу начал работать в своем темпе. Финишный спринт после спуска — это лотерея, народу было много, поэтому я решил атаковать в подъем. Сначала группа растянулась, человек 10 висели, потом остался только один человек, отъехали с ним на 20 метров. Потом мой напарник отпал, зато переложился другой. Я выдал все, что мог, мы вдвоем отъехали от группы. Такой расклад меня устраивал. До вершины еще километр с крутым участком и выполаживанием в конце. Чувствую, что меня не хватает, но напарник ожил. Ближе к вершине уже работал он, а я доезжал на зубах. Жалко, но на спуске нас догнали, не сработал мой план.
На финиш заехал в группе. Получилось 34 место в абсолюте и 9 в категории. Мартин отстал на 4 минуты. Но все равно мы были довольны!
На Tour de Suisse в этот день была индивидуальная гонка — последний 9 этап. Дюмулен, к сожалению, сошел, а так хотелось сфоткаться с нынешним победителем Джиро. Но зато старт разделки оказался на центральной площади старого Шаффхаузена прямо под окнами дома Мартина, так что мы имели самые крутые места в «зрительном зале». Обстановка немного проще, чем на Tour de France, но такой же караван спонсоров с сувенирами, трещотки, дудки, хлопалки, а еще бесплатное мороженое и, главное, звезды мирового велоспорта на расстоянии вытянутой руки.
Всю следующую неделю стояла 30-градусная жара, Мартин дал велосипед для Лены и мы объехали окрестности кантона Шаффхаузен. Кроме старого Шаффхаузена с крепостью Мунот здесь есть еще две достопримечательности — это Рейнский водопад, который считается самым большим равнинным водопадом в Европе, и романтичный городок Штайм ам Райн с живописной росписью на стенах домов. Нас всегда привлекает провинциальная старая Европа, но маленькая Швейцария особенно красива и интересна.
Во вторник Мартин пригласил нас в Цюрих на Мемориал Ферди Кюблера. Это был самый знаменитый швейцарский велогонщик. В 1950 году он выиграл Tour de France и еще кучу всего, включая чемпионат мира. Мемориал проходил на старинном велодроме, которому больше 100 лет. Этот трек до сих пор является действующим, тут тренируются члены национальной сборной Швейцарии. Регулярно по вторникам они проводят гонки, но в этот раз был особый случай, и сюда приехало много известных спортсменов.
Мартин ехал три гонки: по очкам, группу и выбывание. И если длинные марафоны ему даются с трудом, тот тут он абсолютно на равных рубился с профессиональными спортсменами и на финише групповой гонки уверенно выиграл спринт у действующего чемпиона Швейцарии в этой дисциплине. К слову сказать, Мартин в 44 года, кроме победы на чемпионате мира среди любителей, в прошлом году занял 4 место в спринте на элитном чемпионате Швейцарии. В любительских гонках на треке у него вообще нет равных, в четверг мы видели, как он ездил такие гонки на треке в Зингене. Там он просто замучил своих соперников.
В пятницу поехали в Зинген посмотреть трассу предстоящего марафона. Хорошо, что протестировали боевые байки. Я всегда ругаю Мартина за его, мягко говоря, неидеальное состояние велосипедов, ну и тут все повылезало: сначала спустило колесо, поставили камеру, но выяснилось, что протерся корд на бескамерной покрышке, потом заскрежетали тормозные колодки. В общем, субботу провели в велосервисе, щедро оплачивая работу швейцарского механика (50 франков стоит прокачать гидравлику на одном тормозе!). Купили новую покрышку, заменили тормозной суппорт и колодки. Мартин сказал, что трековый велоспорт гораздо лучше маунтинбайка, т.к. там нет тормозов на велосипедах:). Главное, что в итоге все стало работать как швейцарские часы! Местный велосервис — это вообще отдельная тема, жалко, что я не сделал там фотографии: три поста, оборудованных всем необходимым инструментом, пневматика, стенды для правки колес, подъемники Park Tool с сервоприводами, склад мелких запчастей на все случаи жизни.
В воскресенье утром прошел 10-минутный дождь, вышло солнце, но жара как по заказу в этот день спала до 25 градусов — вполне нормальная погода для старта. Первыми стартовали профики, они ехали официальный чемпионат мира 100 км (два круга по 50 км). У нас была вторая стартовая группа — любительский марафон 80 км (круг 50 + круг 30 км). Женщины-элита также ехали 80 км. Еще было два полумарафона на 50 и 30 км, разные небольшие заезды для детей и даже гонка на электробайках. Всем желающим место нашлось.
Первые горки после старта сначала растянули группу, а потом сформировали «компании по интересам». Человек 20 отъехали сразу, а я остался во второй группе. Мы ехали очень бодро, и не хотелось оглядываться искать Мартина. Забыл написать, что трасса, в основном, это гравийные и грунтовые сельские дороги, немного тропинок и асфальта. Технических участков и перевалов нет, но зато равнины нет тоже: постоянные горки то вверх, то вниз. Один перевал был с затяжным подъемом километра на три. Несколько раз попадались короткие торчки с крутым градиентом, в которые я заезжал на пределе. Самый классный из них «Стена Пёлера», который Мартин окрестил «Альп Дюэз» за то, что там стояла толпа болельщиков как на горных перевалах Тур де Франса. Трасса абсолютно сухая и твердая, думаю что даже в дождливую погоду тут ездить комфортно.
Через каждые 20-30 км организованы пункты питания. По опыту прошлого года я знал, что без воды не останусь, и взял только одну фляжку, но на том пункте питания, где я рассчитывал взять фляжку с водой, вода была только в пластиковых стаканчиках. Губы помочил, вот это засада! До конца первого круга, где стояла Лена, нужно было ехать еще 20 км. Без воды по жаре — это опасно, может накрыть. Выпросил у какой-то зрительницы полупустую фляжку, а дальше терпел как мог. За 5 км до финиша еще мне дали неполную фляжку с водой. Жить можно, однажды я заблудился на одном из наших уральских марафонов и намотал больше 20 км по лесу, вот тогда реально напрягся, чтобы не обезводиться, пришлось пить воду из болота.
На выезде из стартового городка, пока думал о воде и искал глазами Лену, меня обогнал какой-то парень и со словами «Россия — вперед!» умчался прочь. Догнал, познакомились, Александр — наш человек, только живет в Германии. После очередной горки собрались в небольшую группу, но к середине круга развалились. Два человека уехали вперед, я за ними, Александр отстал.
Заканчивал гонку в гордом одиночестве, на финишной прямой мне аплодировали как Албану Лаката, который стал Чемпионом мира, до слез приятно! Время получилось 3:14:29, 11 место в категории 40-50 лет и 34 место в абсолюте. Всего на 10 секунд я улучшил свой прошлогодний результат. У Мартина в этот раз я выиграл 10 минут. Всегда хочется выступить лучше, но для нас все закончилось без проблем, а это главное! После финиша мы загрузились в VIP-зону мэрии Зингена (Мартин здесь в авторитете :)) и выпили отличного пива под традиционные немецкие закуски.
Друзья Мартина тоже участвовали в марафоне, и лучшее место из всех нас заняла Барбара Леманн. Она стала первой в абсолюте среди женщин-любителей. Ей вручили Кубок, а нам достался подаренный ей бочонок пива. Купание в Рейне, барбекю — вечер провели в воспоминаниях былых подвигов, а на следующий день мы улетели домой.