Мировая серия Gran Fondo — это любительские велосипедные гонки, организованные Международным союзом велосипедистов (UCI). Они проходят в разных странах и являются отборочными соревнованиями для участия в любительском Чемпионате мира.
Прошлый год был для меня разгрузочным, я мало тренировался и только сейчас начал набирать форму и сбрасывать лишний вес, поэтому сложные многодневки типа ТрансАльпа, в которых я участвовал в 2013 и 2015 году, ехать еще рано. Gran Fondo во Французском городке Альби подошла в самый раз — два гоночных дня: индивидуальная гонка на время 22 км и групповая гонка 155 км. Группа представляла из себя хороший марафон: два небольших перевала с общим набором высоты 1700 м. К тому же Альби — это место, где будет проводиться нынешний Чемпионат мира. В общем, желание протестировать трассу чемпионата и любовь к французскому сыру привела нас в неизвестный нам до этого городок Альби.
Вместе с моей женой Леной во вторник 23 мая мы прилетели в Тулузу, до Альби добрались на арендованном автомобиле. Это совсем рядом, 80 км от аэропорта. Мы поселились в центре, в нескольких минутах ходьбы от старого города.
Утром в среду поехали смотреть трассу групповой гонки. Узкая извилистая дорога с короткими горками. Перед первым перевалом я сел на велик. Подъем небольшой 7 км, потом на пару километров выполаживание и еще горка на километр. Градиент в среднем 5-7%, обычно такие подъемы я легко переношу. Горы здесь невысокие, но очень красивые: нависающие скалы, тоннели и традиционные старинные французские городки. Узкие улочки Пенна (Penn) напомнили гонки L’Etape du Tour по этапам Тур де Франса, которые я ездил несколько лет назад. Это были мои первые настоящие марафоны, вот там были сложные и тяжелые гонки.
Второй перевал тоже проехал в седле. Он меньше и состоит из двух 3-х километровых подъемов с выполаживанием на 5 км. Ноги работают, мощность держу. Однако, Бри, Камамбер и Реблошон, а также кусочек чудесного гризона и багеты уже начали вызывать у меня опасение за лишний вес. Ну мы ведь в отпуске, для меня нет ничего вкуснее, чем бутерброды с мясом, сыром и абрикосами на свежем воздухе.
На следующий день мы поехали на регистрацию. Оргкомитет расположился в здании местного экспоцентра рядом с автодромом. Старт и финиш гонки с раздельным стартом был на автодроме. После регистрации я решил проехать трассу разделки, кольцо 22 км. Узкая извилистая дорога с постоянными подъемами и спусками, еще и асфальт ненакатистый, да и ямки с песком и камнями встречаются, есть где падать. Надо сказать, что перед тренировкой я набил колеса своего разделочного велосипеда до 12 атмосфер, как обычно делаю на хорошем асфальте, качал при прохладной температуре в помещении. На улице же стояла жара под 30 градусов, да еще и от катания колеса нагреваются. Короче, всю тренировку ехал с мыслью, что надо бы их подспустить, но было лень останавливаться. Наказание наступило за 4 км до финиша, взорвалась труба на диске, докатался. Добирался на ободе, благо профиль Zipp и трубы Continental это позволяют, уже проверял однажды.
Еще нужно было решить один вопрос — найти станок для разминки. В Альби три велосипедных магазина, но они все оказались закрытыми. Вообще, в этот день мне город показался пустым, хотя был четверг. Оказалось, что в этот день был католический праздник, магазины не работали.
На следующее утро мы по пути на автодром заехали в веломагазин, я купил гели и электролит на гонку. Походив по магазину, в уголке нашел станок и спросил хозяина, может ли он мне дать его на сегодня. Он настроил станок, распечатал с витрины новый эксцентрик и отдал мне. На вопрос сколько с меня, денег брать отказался, залог тоже не взял. Сказал, вечером вернешь и ОК. Приятно, он, кстати, велогон какой-то, я его потом на старте группы видел, он там со всеми организаторами тусовался.
После магазина приехали на старт, чтобы посмотреть как все происходит. С утра стартовали женские и более возрастные группы, а мое стартовое время было 14:35. Утром было не так жарко, но прогноз настораживал, 30 градусов в тени.
Удивительно, абсолютным победителем среди женщин всех возрастных категорий стала француженка Жанни Лонго. Во времена моего детства она выиграла несколько женских Тур де Франсов. Это мировая легенда, ей 58 лет, и она до сих пор очень сильно едет.
К моменту моего старта жара полностью соответствовала прогнозу. Для меня это было ужасно, я могу ехать в снег и дождь, но жара под 40 на солнце делает меня неработоспособным. А все именно так и получилось. Мой первоначальный план был держать среднюю мощность на уровне 355 ватт, но я перегрелся и по результатам гонки не смог выдавить и 300 ватт. Результат показал очень слабый (17 место в категории), даже в квалификацию на Чемпионат мира не отобрался, да еще и Жанни Лонго проиграл 11 секунд. Обычно я женщинам не проигрываю, но она стартовала рано утром, а по нашей жаре все результаты были слабее.
В нашем возрасте 45-49 лет выиграл Ричард Фельдман из США. Мы познакомились с ним на разминке. Только потом я узнал, что он очень известный спортсмен и многократный чемпион мира в гонках с раздельным стартом.
День отдыха между гонками опять привел нас на трассу групповой гонки, поехали утром до жары. Ну точно, при нормальной температуре мой организм работает исправно, все показатели мощности и пульса в порядке. После обеда вернулись в город. Хоть и проходил это уже много раз, но день перед большим стартом немного волнителен. Питание я всегда беру свое на всю гонку, не доверяю организаторам, а вот с водой и изотоником приходится точно считать, чтобы не тащить в гору лишнее и не обсохнуть. Еще весь день хотели встретиться с Сергеем Запрягаевым из Москвы. Он решил пропустить разделку и прилетел только на групповую гонку, но так и не срослось, ну да ладно, на гонке увидимся.
Групповая гонка 155 км, маленькие перевалы только увеличивают темп, часа на четыре «катание» выйдет. Старт в 8:30 утра в самом центре Альби, в старом городе на брусчатке. На несколько первых километров по узким улочкам Альби была установлена нейтрализация, это когда все едут в спокойном темпе за машиной директора гонки. Из неудобств, это построение но возрастным категориям. Для моей группы, в лучшем случае, это примерно в четвертой сотне. С учетом длинной стартовой равнины, все это чревато дергатней и завалами.
Сергея Запрягаева в своей стартовой группе так и не нашел, наверняка он встал впереди, а я зря поскромничал. Под восторженные аплодисменты и вспышки фотоаппаратов поехали. Ну что, как я и думал, какая там нейтрализация, все «кони» из всех стартовых групп по узким брусчатым улочкам старого Альби лезут вперед, месиво и визги тормозов, ужас! Выехали за город, стартанули, но нервозности это не убавило. Тысяча спортсменов на узкой трассе едут очень нервно, кто-то боится и давит по тормозам, кто-то пытается пролезть вперед, при этом голова группы натягивает под полтинник.
Ну конечно, развязка просто обязана была наступить. Через 10 км после старта два мотоцикла с организаторами, пытаясь пробиться через пелотон, спровоцировали хороший завал, человек на 50, и мотоциклисты тоже легли вместе со всеми. Не знаю какое чудо меня спасло, но я так еще никогда не давил на тормоза, оба колеса юзом, ткнулся в упавший мотоцикл, но остался на колесах. Упавшие гонщики полностью перегородили трассу, пришлось побегать по оврагам, я был один из первых, кто вылез. Человек 200 отъехало, благо они были рядом, быстро их догнал. Удовольствие длилось недолго, небольшой поворот и снова завал, кто-то лег прямо на шоссе, а несколько человек улетели в поле. Черт, я приехал кататься, а не валяться, надо срочно выбираться вперед. Обычно первые 50 человек едут на все деньги и их небольшое снижение скорости в поворотах приводит к резким торможениям в середине группы, получается, так называемая, «резинка», очень неприятно явление, это выматывает сильнее чем на горах, да еще и завалы провоцирует. «Избалованный» Трансальпами, я ненавижу такой стиль езды. Уже потом, после гонки я увидел, что все мои максимальные показатели мощности и пульса пришлись не на горы, а на стартовую равнину. В общем, еще пару раз люди падали.
Километров через 30, немного пробравшись в голову группы, наконец-то встретил Сергея. Вот он правильно поступил, встал в первую стартовую группу, я тоже так много раз делал, а тут, блин, поскромничал. Ну ничего, похихикали, это наш спорт, удача тоже должна быть с нами!
Нормальная гонка всегда начинается на первом перевале, под дружное сопение, мы наконец-то включились в велосипедную работу. Одна группа немного отъехала, Сергей бодро переложился к ним, я решил не рисковать, каждый едет свой марафон, будут еще горы, накроет так, что педали крутить не захочешь.
Пополнить запасы воды я запланировал на вершине второго перевала, чуть-чуть не хватило, последний километр перед пунктом питания думал только о воде. Ну вроде не обезводился. От радости взял 4 поллитровые бутылки, из которых две выпил залпом на спуске. Дальше долина, группа собралась большая, человек на 50-70, поехали спокойно.
За 30 км до финиша на километровом подъеме стал обгонять гонщика и немного помешал какому-то французу. Не совсем корректно, но это вполне штатная ситуация, которая обычно решается простым извинением. Тот же француз, в ответ на моё сорри, что-то возбудился и начал махать руками. Думаю, что он не хотел меня задевать, но получилось, что он меня толкнул. Пришлось выразительно по-русски объяснить парню, что он не прав. Переводить не стал, по его испуганному пардону и улыбкам в группе было видно, что все и так поняли смысл моих слов, а еще говорят, что русский язык сложен для иностранцев.
Последние два десятка километров струнили на всю катушку. Встречный ветер и веселые горки (то вверх, то вниз) немного проредили группу. Пришлось потерпеть, я не сразу поймал темп, но быстро перебрался в голову группы, до конца гонки назад больше не оглядывался, валили под 50 км/ч.
За 5 км до финиша отдельные смельчаки начали дергаться в отрывы. Группа почти не реагировала на них, через пару сотен метров все сами возвращались назад. Это большая глупость на скорости далеко за 40 в одного против ветра уезжать от группы.
Финиш был на автодроме Альби. Финишная прямая — это широченный трек длиной два километра, идеальный плацдарм для спринта. После выезда на автодром три человека атакуют, я пытаюсь переложиться к ним, но у меня сводит мышцу на ноге. Боюсь напрягаться, жду когда кто-нибудь поддержит. Никто не хочет работать, парни немного отъезжают. Финишный спринт начинается очень рано за 500 метров, спринт — это моё, но у меня опять сводит ногу, терплю на зубах и финиширую в начале группы.
Уже на финише встречаю Сергея. Оказывается, что их группа выиграла у нас всего минуту. На 4-х часовой гонке — это мгновение. Обидно, но те парни, которые уехали у нас перед финишем были последними, кто прошел квалификацию на Чемпионат мира. Да, отбираться во Франции не так то просто, все сильные спортсмены приехали сюда посмотреть трассу, да и местных серьезных велосипедистов хватает. В одном маленьком Альби с населением 50 тыс. их в несколько раз больше чем в миллионной Перми. Ну ничего, зато приобрел бесценный опыт. Давно не ездил таких жестких гонок. Лена показала мне фотографии, как на финишной прямой еще случилось несколько падений, кровавая получилась гонка.
Паста-пати в выставочном центре Альби, красное вино и французский сыр завершают мероприятие, мы довольные и счастливые уезжаем в отель. Сегодня у меня гастрономический праздник: вино, мясо сыр, сладости — сегодня не надо думать о спортивной форме. Лена окончательно отговаривает меня ехать в августе снова в Альби на любительский Чемпионат мира (интересных мест и так хватает, а тут опять в Альби). К тому же у нас на конец июня запланирована поездка в Швейцарию к нашему другу Мартину на Чемпионат мира по маунтинбайк-марафону.
Вдохновленные новыми планами и чемоданом санкционных французских деликатесов мы возвращаемся домой. Есть, что вспомнить …