Два года назад мы уже участвовали в ТрансАльпе. Не буду описывать в подробностях все правила этой гонки, это есть в моем отчете за 2013 год. Уже тогда мы с моим другом Владом Медовым договорились, что когда-нибудь снова повторим. И вот это состоялось.
В этот раз к нам присоединились наши друзья Сергей Подставленников и Эдуард Шагеев. В декабре прошлого года мы зарегистрировали две команды: Roomatic и Veloterra, забронировали отели и спланировали поездку.
Влад уехал немного раньше, чтобы принять участие в традиционном словенском марафоне Franja, который является отбором на Чемпионат мира. И надо сказать, успешно — второе место из двухсот участников в возрастной категории.
Мы с моей женой Леной прилетели за неделю до старта и погостили у нашего друга Мартина Руеппа. Месяц назад он наконец-то вернулся на родную землю и снова живет в Швейцарии в чудесном старинном городке Шаффхаузен. В последние годы Мартин жил в Англии и много выступал на треке, он стал чемпионом Великобритании в категории Мастерс во всех трековых дисциплинах.
Мы видели его выступление на треке в Цюрихе в элитной гонке. Приятно наблюдать, как человек в сорок с лишним лет ездит на велосипеде на работу, а вечером на равных гоняется с членами национальной сборной Швейцарии. Он даже заработал на гонке призовые 150 франков. Отмечали по-русски, истратили гораздо больше. В прошлые годы мы вместе с Мартином проехали много разных марафонов. Пока он жил в Англии, сосредоточился на треке, но сейчас снова заговорил про подготовку к горным гонкам на шоссе.
За три дня до начала нашей гонки мы переехали в немецкий городок Фишен, который находится рядом с Зонтхофеном — местом старта ТрансАльпа. Здесь мы встретились с Владом, Сергеем и Эдиком. Влад приехал на машине из России, за что его многие считают ненормальным, но нормальных на ТрансАльпе нет, а передвигаться на своем транспорте от старта и финиша до гостиницы и перевозить свои вещи – это очень удобно. Поддержку нам обеспечивала Лена, ловко управляя не очень привычным для нее микроавтобусом по горным серпантинам.
В субботу накануне гонки мы съездили в Зонтхофен и прошли официальную регистрацию. Мы все заявились в категорию Мастерс, т.е. где суммарный возраст участников находится в диапазоне от 80 до 100 лет. Со своими стартовыми номерами мы попадали в третью группу, но как и в прошлый раз попросились, и нас переписали в группу А.
Помня позапрошлый год, когда мы почти каждый день видели снег и несколько этапов проехали в зимней одежде, в этот раз мы снова были готовы к любым погодным лишениям. Пока мы отдыхали у Мартина в Швейцарии, погода была холодной, мы ездили в теплой одежде и несколько раз на тренировках попадали под дождь. Ближе ко дню старта температура начала подниматься, прогноз погоды на гоночную неделю на всем маршруте гонки внушал оптимизм, но в горах возможны любые сюрпризы.
В ночь перед стартом случилась сильнейшая гроза, ну вот и прогноз погоды! Рассказали Сереге с Эдиком все страсти позапрошлого года и, несмотря на оптимистичный прогноз, приготовились к наихудшему.
1 этап. Зонтхофен – Имст, 121 км, 2430 метров набора высоты
Утром прогноз оправдался, светило солнце, но я все равно взял с собой теплую жилетку и решил, что всегда буду возить ее с собой. Первый день — это праздник, еще у каждого есть шанс стать чемпионом. Под дружный обратный отсчет времени двинулись в путь. Нейтрализация (путь до начала гонки) была 7 км, финишная отсечка (тайминг) на 117 км. В первый перевал Оберйох рванули на все деньги.
Лидеры быстро отъехали, а мы с Владом остались во второй группе. Вроде ничего, только Влад был сильно недоволен своим состоянием — «ноги пустые». Дальше будни гонки: гели, бананы, изотоник… «Козу» подкинули нам в середине этапа, на одном участке длиной примерно 500 метров был полностью снят асфальт и насыпан крупный щебень величиной с кулак. Мы ехали со спуска плотной группой около 40 человек, для шоссейного велосипеда на скорости за 50 км/ч это настоящий экстрим, очень много людей пробилось.
На последнем перевале Хахтеннйох нас догнали Серега с Эдиком. Для меня это было неожиданно. Еще перед началом гонки я был уверен, что мы сильнее и недооценил их как соперников. Спуск с перевала был наш, но догнать Велотерру мы так и не смогли, проиграли им всего минуту.
По итогам первого дня Сергей с Эдиком показали время 4:50:56 и заняли 10 место в категории и 36-е в абсолюте, у нас время 4:52:09, 11 место в категории и 38-е в абсолюте.
Ну что ж, нервное напряжение первого дня было снято, начало для нас прошло удачно!
2 этап. Имст – Давос, 135 км, 3282 метра набора высоты
В позапрошлом году австрийский город Имст нас встретил ужасным дождем со снегом, и я все еще не верил в то ЧУДО, которое обещал прогноз погоды. И все же теплую жилетку, которую вчера возил под седлом, брать не стал.
На старте жители Имста подарили нам настоящий праздник. Нас провезли по узким улочкам старого города, на которые вышли, наверное, все жители. Они стояли плотными рядами и аплодировали нам, а дети тянули нам ладошки, и мы ехали и хлопали по ним. Мне повезло оказаться в первых рядах головной группы, это было очень приятно, аж до слез. Еще никогда я не испытывал такой гордости за то, что мы делаем.
Первый перевал Пиллерхох нам был уже знаком. В долине Иннталь мы собрались в группу с нашими ближайшими соперниками. Так мы покинули Австрию и проехали первозданные деревушки Фтан, Ардз и Бос-Ча швейцарского региона Энгадин. Несколько километров спуска к деревне Джиарзун были покрыты укатанным гравием, немного поэкстремалили. Влад в несвойственной ему манере отставал на спусках. Оказалось, что у него задний тормоз начал закусывать колесо, и его несло юзом на виражах.
В последний перевал Флюелапасс ехали уже одни. Влад был по-прежнему недоволен своими ногами. Мы уже сильно отставали от соперников, но были гораздо лучше, чем два года назад. На вершине перевала на высоте почти 2400 метров нас освежил разряженный горный воздух с температурой в 15 градусов. Эх, все равно это настоящее лето! Два года назад на Стелвио на высоте 2800 метров в это время лежали трехметровые сугробы!
Последний спуск не был извилистым, и мы потеряли не так много. По итогам дня мы показали время 4:59:50 и скатились на 15 место в категории и 45 в абсолюте. Сергей с Эдиком проехали за 4:54:40 и продвинулись на 9 место в категории и 35 в абсолюте.
Для нас с Владом это был самый тяжелый день. Лена тоже была недовольна, она из-за ремонтов дорог намотала больше 200 км, да еще заплатила в Австрии штраф за превышение скорости. На следующие две ночи мы остановились в моем любимом итальянском городке Ливиньо, это как-то снимало стресс.
3 этап. Давос – Ливиньо, 133 км, 3073 метра набора высоты
Накануне я очень плохо спал. Видимо, накопленная усталость и двухкилометровая высота плохо помогали восстановлению. Перед стартом это напрягало, но в гонке все прошло.
День был солнечный, прогноз – жара. На старте даже припекало, и мы с Владом решили скинуть сетки. Но после старта стало как-то свежо, на высоте 1500 метров мой компьютер показывал 13 градусов. Не сказать, что холодно, но при долгой спокойной езде (а нейтрализация была очень длинной, 18 км) жидкость из организма выходит не виде пота, а несколько иным способом. Поэтому последние километры нейтрализации все разговоры в группе сводились к тому, что надо бы отлить. Это нервозило, но разрядка наступила очень неожиданно.
Последние 4 километра нейтрализации нас загнали в тоннель. Не люблю ездить в тоннелях. Когда группа 200 человек летит на скорости за 40 км/ч на расстоянии 30 см друг от друга, то все звуки в тоннеле очень хорошо слышны. Поэтому любой треск переключателя или визг тормозов сразу вызывает панику, которая провоцирует завал. У нас все оказалось гораздо проще, в конце тоннеля шли ремонтные работы, и были установлены разделительные щитки. В общем, вся голова группы, где мы ехали, на полной скорости наделась на эти щитки. Завал был зачетным, последний раз я такое видел только в детстве.
Не знаю как, но мне удалось перепрыгнуть через чью-то голову и не зацепиться за руль, я не упал. На выезде из тоннеля нас остановили. Дальше картина маслом – девчонки кидают велики и прыгают в кусты, мужики отливают прямо на дорогу и так все 200 человек.
Дают старт. Ищу Влада, впереди его нет, хотя в тоннеле он был передо мной. Вижу Эдика, он говорит, что Влад упал, но вроде целый. Едет Серега, говорит, что Влад встал и едет где-то сзади. Наша группа уже уехала, догоняет следующая стартовая группа, вижу Влада. У него царапина на ноге и немного загнуло руль на велосипеде. В общем, отделался легким испугом. Поехали догонять нашу группу.
Хорошо, что старт был в гору, группу догнали быстро. Подъезжаю к нашим друзьям-соперникам из Чехии Павлу Попиолеку и Яну Хруске, спрашиваю, много ли людей впереди. Павел говорит, что примерно 80 человек (40 пар). В перевал Мон, уезжаем небольшой группой. Вроде бы нас с Владом сегодня несет, посмотрим как дальше.
В долине перед перевалом Джульерпасс нас накрывает группа, человек 60. Довольный Серега в одного приволок всю эту группу к нам! В середине перевала Серега с Эдиком решают атаковать и уезжают. Вся гонка еще впереди, Джульерпасс, потом долина и еще два хороших перевала, поэтому их никто не поддерживает.
Спускаемся вниз в долину к Санкт-Морицу и Челерине. Мне эти места знакомы, мы жили тут целую неделю после позапрошлогоднего ТрансАльпа. Перевалы Бернинапасс и Форкола Ди Ливиньо тоже знаем как родные.
Перед Берниной пункт питания, уезжаем из группы вместе с Яном Хруской, запасаемся водой, и я до упора наедаюсь свежими ананасами. В перевал группа рассыпается, чехи уезжают вперед. Спуск с Бернинапасс короткий, но очень острый. В конце спуска пересекаем КП швейцарской границы и заезжаем на последний перевал Форкола ди Ливиньо.
Нас несет, догоняем чехов и хвост предыдущей группы. Злой Серега и грустный Эдик едут там, нас это заводит, и мы еще добавляем. На итальянский КП вылетаем уже с хорошим засветом. Дальше наш спуск и финишная прямая. Последние 3 км отрабатываем на скорости за полтинник, прошиваем еще несколько человек так, что они даже не садятся за нами. Финиш – день наш!
Наше время 4:59:51, мы переместились на 13 место в категории и 44 в абсолюте, выиграли у чехов 20 секунд. Сергей с Эдиком проехали за 5:02:26, 11 место в категории и 40 в абсолюте.
4 этап. Ливиньо – Априка, 143 км, 3475 метров набора высоты
Это был Королевский этап – самый большой по расстоянию и набору высоты. Гавиа и Мортироло – легендарные перевалы Джиро д’Италия. Но надо сказать, что два предыдущих этапа были лишь немного легче, и им организаторы также присвоили 5 звезд.
Знакомые нам Пассо д’Эйра и Пассо Фосканьо проехали спокойно, не стали гоняться за лидерами. В подъеме на Гавиа я наконец-то почувствовал, что еду не первый день. Мне было тяжело, терпел как мог. Гавиа – это самая высокая точка нынешней гонки, 2621 метр. На удивление было тепло, больше 20 градусов.
Спуск с Гавиа – красивый узкий серпантин с абсолютно убитым асфальтом. На самой вершине дорога идет по извилистому старому тоннелю длиной 500 метром. Света в тоннеле нет, организаторы прицепили на стены маленькие диодные фонарики, которые показывали габариты! Мы с Владом спускались вдвоем с приличным расстоянием друг от друга, а Серега потом сказал, что ехал за Эдиком и увидел, как из темноты тоннеля выкатывается его фляжка. Екнуло, но оказалось, что Эдик просто ее потерял от тряски.
Не знаю, как тут ехали те, кто был в группе. Однажды на Летап Де Тур я попал в такой тоннель в группе 30 человек, мне повезло, но на выезде стояли скорые, и лежали люди на носилках. Страшно!
В конце спуска, когда закончился серпантин, дорога стала лучше. Мой компьютер показал рекордную скорость 101 км/ч. Так быстро я еще не ездил.
Мортиролу нам подсунули не ту! Самый интересный подъем в Мортироло проходит через горок Маззо ди Валтелина, мы его ехали на ТрансАльпе в 2013 году, там длина перевала 12 км с набором высоты 1300 метров, из которых 9 км имеют средний градиент 12% с отдельными участками под 20%. В этот раз мы ехали через Монно, где было все обыкновенно. Эх, а хотелось!
Спуск к Априке был не таким опасным как в позатом году, но тоже ничего хорошего. У меня кипели тормоза, и плавились колодки.
Сергею с Эдиком мы проиграли много, у них 5:27:04, по сумме этапов 11 место в категории и 39 в абсолюте. У нас 5:32:05, 14 место в категории и 45 в абсолюте. В этот день я специально заказал гостиницу в Тирано на низкой высоте, чтобы мы могли нормально отдохнуть. Как же мне было хорошо!
5 этап. Априка – Кальтерн, 136 км, 2404 метра набора высоты
Экватор пройден. Первым сегодня был перевал Тонале, там мы страшно замерзли в 2013 году, когда в летней одежде ехали около часа под дождем со снегом при температуре 5 градусов!
Сергей с Эдиком уехали вперед, но мы решили, что догоним их в долине Валь-ди-Соле. Там уже собралась значительная группа под 60 человек. Сергей с Эдиком стояли на обочине, Эдик снимал колесо.
Изюминку подсунули после Мале. Это была узенькая извилистая велодорожка. Въезд на нее был со спуска по траве, на которую бросили тентовую ткань. На траву вылетели со скоростью 40 км/ч. Вспомнил родную лыжероллерную трассу и кантрийные марафоны.
В долине после Понте Мостизоло догнали еще одну группу. В перевал Мендельпасс мы с Владом решили поработать, градиенты тут наши, от 4 до 6%, самое то! Влад натянул, нас поддержал только немец Беньямин Йоргес. Мы уже ехали с ним раньше и успели познакомиться. Его напарник сошел, и он ехал один, первый в зачете по одиночкам. Примечательно, что и номер его был «1В», такие номера просто так не дают, едет парень!
Так втроем мы далеко уехали от своей группы. Спуск с Мендельпасса – это отличный крутой серпантин с контруклонами. Здесь нам равных нет. Летели «на все деньги».
Наше время 4:15:04, 15 место в категории и 43 в абсолюте. Эдик прокололся, их время 4:21:56, 13 место в категории и 41 в общем зачете.
Кальтерн – известный винный центр Южного Тироля. Каждый год одна местная компания выпускает вино с символикой очередного ТрансАльпа. Под звон бутылок в этот день мы переезжали в финишный городок Арко, где остановились на все оставшиеся дни гонки.
6 этап. Кальтерн – Тренто, 126 км, 2219 метра набора высоты
Уже в конце гонки в новостях на сайте я прочитал, что нас немного сопровождали настоящие профики. А я-то думал, чего так со старта засадили, развалили всю группу. Почти всю дорогу летели 50 км/ч, а на некоторых участках и за 60.
Мы сегодня хорошо поработали. Весь этап ехали с Серегой и Эдиком. Серега молодец, благодаря ему перед последней горой мы догнали группу, где ехали наши друзья-соперники из Чехии Павел Попиолек и Ян Хруска.
На финишном спуске с Яном Хруской я рубился до конца, победила дружба. В финишном протоколе этапа нам отдали 9-10 место в категории Мастерс. Мы уже почти неделю общаемся, но только сегодня узнали, что Ян Хруска победил в прологе Джиро де Италия 2000 года, ехал один день в майке лидера, а потом еще выиграл 20-й этап.
Нам очень повезло, мы вовремя финишировали. После того, как мы уехали из Тренто, там прошла сильная гроза, финишный городок практически смыло. Не знаю, как финишировали те, кто приехал после нас.
Сегодня наше время 3:48:26, в генерале мы идем на 14 месте в категории и на 40 месте в абсолюте. У Сергея с Эдиком такое же время, они на 12 месте в категории и на 38 месте в абсолюте. Мы с Владом начали входить во вкус, гонка стала приносить удовольствие. От Сергея с Эдиком нас отделяет всего две минуты, и азарт перед последним днем нарастал.
7 этап. Тренто – Арко, 91 км, 2269 метров набора высоты
Последний этап был самым коротким, но по набору высоты не казался легким. О том, что «этапа Дружбы» не будет, стало ясно сразу.
Разборки произошли на финишных горках, нас с Владом несло. Мы легко уехали от нашей группы, где ехали Серега с Эдиком, а также бросили наших друзей чехов, которые везли нам больше 15 минут в генерале. На Пассо Бордала чехи нас все же добрали. С ними были лидеры по Грандмастерам Клаус Эльснер и Маркус Ребер. Обычно они едут всегда впереди, и это внушало нам оптимизм. Сергей с Эдиком отставали сильно, на петлях Пассо Бордала было видно их группу, время отрыва было больше чем две минуты.
В заключительный подъем с названием Санта Барбара мы так и заехали вместе с чехами. Спуск был очень опасным. Асфальт хороший, но дорога узкая и петли серпантина ужасно крутые. На одном повороте лежал гонщик, ему уже оказывали помощь. Так убраться на последних километрах – это не лучший финал недельной гонки.
В какой-то момент я потерял Влада. Он начал спуск после меня, но я каждый раз видел его. Решил подождать, что-то случилось. О плохом подумать не успел, меня догнал гонщик и сказал, что Влад пробил колесо.
Влад ехал на ободе, заднее колесо. До финиша 4 километра, запасная труба есть у Эдика, у нас только герметик, но он не выдержит пробой от камня. Принимаем решение ехать так.
Перед самой финишной чертой Серега с Эдиком нас догоняют, нам обидно. Но и у них на 5 этапе тоже был прокол, счет 1:1. После тридцати часов сложнейшей мировой многодневки нас отделяло всего две минуты! Ну что ж, посмеялись и договорились, что дальше будем разбираться на домашних гонках.
В финишный городок въехали вчетвером в одну линию. В этот момент можно было бы расплакаться от счастья, но у меня осталось чувство какой-то незавершенности. Смазанная концовочка получилась, ну да ладно, будет повод вернуться!
На нас надели медали и майки финишеров, Лена сделал нам памятное фото. Мы погрузились за столик ближайшего ресторана и все! МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!
Наше время – 3:09:35, у Сергея с Эдиком – 3:09:47. Чехи, с которыми мы начали спуск, приехали на три минуты раньше. По итогам гонки мы поднялись на 13 место в категории и 37 в абсолюте, наше общее время – 30:37:01. Сергей с Эдиком заняли 12 место в категории и 36 в абсолюте с общим временем 30:35:09. Всего в нашей категории участвовало около 180 команд, а в абсолюте около 600 команд.
День отдыха на озере Гарда
Наверное, это был лучший день моей жизни. После напряженной недели для полного счастья нужно очень мало: купить итальянский флаг и желтые шорты, съесть три ведерка мороженого и поплавать с лебедями в озере Гарда. Мы с Владом резвились как дети, Лена очень смеялась над нашими капризами.
Надо будет повторить…
_______________________________________________________
Официальный сайт гонки: http://tour-transalp.de
Заключительный ролик с основными моментами гонки (я тоже попал в кадр):